После поступления детей в первый класс многие родители с большим удивлением узнают, что у их умненьких и развитых детей большие проблемы с устным счетом... Как же решить эту проблему? Можно, конечно, упорно заниматься, решать примеры, а можно пойти совсем другим путем! Я называю этот метод "попутной математикой". Он очень простой: надо считать все, что встречается по пути из школы, на прогулке и дома. Это одновременно развивает наблюдательность, да и просто способствует общению с ребенком. Итак, начали!
"Сколько красных машин проехало? Две машины уехали, сколько осталось? Вон стоят две девочки, к ним идут еще три — сколько теперь девочек? Сколько окошек в доме на первом этаже? А на первом и втором этажах вместе? Сколько собачек гуляет во дворе? Сколько цветочков на клумбе под окном? Сколько вилок нам нужно для ужина? Вот две — сколько еще нужно? Принеси, пожалуйста, чашки, чтобы всем гостям хватило — сколько чашек нужно принести?"
Кстати, одно время можно было купить книги-считалки, в которых было множество картинок и заданий. В них нужно найти на картинке определенное количество каких-либо предметов, их точно так же можно было бы использовать для счета. Но сейчас этих книжек что-то не видно в магазинах...
Метод прост, но вполне эффективен при регулярном применении, а главное — мы достигаем нужного эффекта без нудной зубрежки и принуждения. Мало того, многим детям так нравится заниматься математикой по дороге, что они сами начинают просить: "Мама, давай посчитаем!" В результате математика становится вполне любимым предметом в школе или даже раньше.
Так заниматься можно с ребенком уже с двух лет, при этом можно, кроме простейшего счета (да и нужно, пожалуй), изучать цвета и формы. Конечно, форсировать изучение математики не стоит, но попросить трехлетнего малыша принести две красные игрушки или найти зеленый кружок — вполне можно, это интересно для малыша, и это он уже может сам!
Для малышей пособиями может служить все, что угодно — кубики, разноцветные колечки пирамидки (тут еще и размер можно определять!), формочки для песка и для сортеров, ложки и чашки, на улице можно использовать цветочки, листики и веточки. Разумеется, все задания должны быть крайне простыми и четкими, все действия надо проговаривать, а главное — никакого принуждения! Раскладываем формочки — ищем среди них круглые, потом квадратные, потом красные, потом зеленые, все это вместе с малышом, весело и энергично (не забываем хвалить малыша, если у него получается). Даем интересные задания. Например, нужно найти 3 зеленых машины на стоянке, двух кошек, красный листик на дереве... Что больше всего интересно ребенку, то и считаем (для мальчиков это, как правило, машины), потихоньку переходя к простейшей математике: "Стояло две машины, одна уехала, сколько осталось? — Правильно, одна!"
Постепенно так можно перейти к игре в слова, понятия, города, страны... Да мало ли что окажется для вас интересным и важным — играйте, придумывайте! При любых занятиях с ребенком любого возраста главное — найти интересную для вас и для ребенка форму этого занятия, тогда любые самые сложные науки вам непременно покорятся!