КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА
Возраст | 5 - 7 лет |
Цель упражнения | Научиться делить животных по группам, в зависимость от характерных признаков, узнать новые категории: пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие, насекомые. |
Материал | Билетики с названиями классов: моллюски, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, птицы, млекопитающие; в коробке или корзинке лежат фигурки животных, контрольная карта с изображениями животных, короткие тексты о характерных признаках класса. |
Описание работы | Работе с материалом предшествует объяснение понятий: пресмыкающиеся, моллюски, земноводные, насекомые, млекопитающие. Затем ребенок выкладывает все билетики в ряд, под них кладет соответствующие тексты. Потом достает фигурку любого животного из корзинки и, сверяясь с текстом, относит его к одному из классов (в первый раз лучше делать вместе с учителем). Проверка по контрольной карте. |
Комментарий | Помимо знакомства с животным миром, упражнение подготавливает ребенка к упорядочиванию большого объема информации, приучая анализировать и делать логические выводы. |
Где применялось упражнение | Проходит экспериментальную стадию в детской группе Московского Дома Марии Монтессори. |
Дата | 1994-1995 |
При изготовлении материала использованы идеи Сессиль Лупан (Франция). |
ЖИВОТНЫЙ МИР КОНТИНЕНТОВ
Возраст | 5 - 7 лет |
Цель упражнения | Узнать, какие животные населяют разные континенты. |
Материал | Картонное или фанерное поле с изображением континентов, корзина с изображениями животных (пингвин, жираф, крокодил, лиса, слон, кенгуру, верблюд и т.д.), контрольная карта континентов с изображениями животных. |
Описание работы | Работе с материалом предшествует объяснение учителя, кто где живет. Затем ребенок вынимает из корзинки изображение любого животного и ставит его на соответствующий континент (проверка по контрольной карте). |
Комментарий | Если работа проводится на кругу, можно сопровождать ее кратким рассказом об образе жизни животных с включением игровых моментов, например, водящий вытаскивает наугад фигурку животного и пытается движениями передать его повадки, остальные должны угадать животное; угадавший водит. |
Где применялось упражнение | В Монтессори - школах Москвы. |
Дата | 1993-1994 |
КТО ГДЕ ЖИВЕТ?
Возраст | 3 - 4 лет |
Цель упражнения | Знакомство детей с окружающим миром, со средой обитания животных, растений и людей. |
Материал | Большой лист бумаги, на котором нарисованы земля, вода, воздух и солнце. Корзина с маленькими картинками и фигурками. |
Описание работы | Детям предлагается украсить картину, т.е. расставить фигурки и картинки так, как они существуют в природе. Каждому ребенку предлагается принять участие, поэтому упражнение лучше проводить в кругу с группой детей, хотя при желании с материалом может работать и один ребенок. |
Комментарий | Детские представления об окружающем их мире весьма хаотичны и расплывчаты. Они складываются из тех минимальных впечатлений, которые малыши получили за 3-4 года жизни на земле и из мимолетных рассказов взрослых. Поэтому им не так-то просто бывает разобраться, например, где именно обитает то или иное животное или растение. Если дети работают с материалом в группе и с участием взрослых, то представления каждого дополняется знаниями других и запечатлеваются, откладываются в сознании. Взяв материал повторно, малыш теперь уже самостоятельно пытается воспроизвести впитанное. Но даже в случае неудачи он проделывает важную работу по упорядочиванию своего сознания, своих представлений о мире, его окружающем. |
Где применялось упражнение | В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. |
Дата | 1994-1995 |
Предыдущие упражнения Следующие упражнения Следующая глава | Оглавление |