елена волк22.01.2004 14:41:47
Марина, пока дам только немного выдержки из книги Галины Сергеевны "Вы решили усыновить ребенка", а попозже я уже более подробно изложу тему психологического портрета ребенка ДД со своими выкладками (мне нужно время, так как материал довольно большой). Итак, читай: "В психологии есть такое понятие – идентичность или самоидентичность...чувство тождества самому себе, чувство постоянства своего Я. Самоидентичность, чувство Я, формируется у человека очень рано, в первые месяцы жизни. Н.И. Пирогов писал: «Роясь в архиве своей памяти на старости лет, нас поражает, прежде всего, необъяснимое тождество и цельность нашего Я. Мы ясно ощущаем, что мы уже не те, чем были в детстве, но в то же время мы не менее ясно ощущаем, что наше Я осталось в нас или при нас с того самого момента, как мы начали помнить, до сегодня, и знаем наверняка, что оно же останется и до последнего вздоха.» Й. Лангмейер и З. Матейчик пишут о детях-сиротах: «Удивительно, насколько мало осведомлены дети, поступающие в семейные группы о себе и своем прошлом. У них обычно бывают какие-то весьма туманные представления о собственной семье, а потом уже лишь впечатления от пребывания в учреждении. Это ничтожно мало по сравнению с тем, что знают дети из семей, где альбомы фотографий запечатлевают прошлое всей семьи, мебель несет следы творчества детских рук, традиции проявляются во всем, что происходит в доме, а забавные детские истории из прошлой жизни ребенка снова и снова повторяются за семейным столом. Прошлое ясно, и оно постоянно присутствует. Напротив, НЕЯСНОСТЬ в собственном прошлом и в причинах собственного «социального» осиротения выявилась как фактор, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ созданию собственной идентичности. Борьба за новую идентичность является, по-видимому одной из основных проблем детей в период исправления депривации. ...детям необходимо было объяснить в простой и понятной форме, но в основном правдиво, как с ними обстояло дело раньше и как обстоит сейчас. Обычно это значительным образом способствовало успокоению ребенка и его уравновешиванию. ...ВЫХОД ЗА ГРАНИЦЫ НАСТОЯЩЕГО, в котором эти дети почти исключительно проживали, причем выход в обоих направлениях, в прошлое и будущее, представляет УСЛОВИЕ для приобретения новой жизненной уверенности и новой идентичности...» Процесс формирования новой идентичности очень сложен даже для тех детей, которые оказываются в максимально благоприятных условиях. (выделила я сама). Не очень много, но дает ясность, почему ты почувствовала облегчение, когда узнала о своем прошлом - мозаика твоего цельного Я просто получила недостающие кусочки - видно как это описал Пирогов у нас цельность нашего Я возникает "с того самого момента, как мы начали помнить... и оно же останется и до последнего вздоха". Видно так вот оно обстояло у тебя с самоидентификацией.