Развивающие занятия: 4 ошибки при обучении дошкольников

Ребенок не любит учиться. Что не так на развивалках и в детском саду?

Вы считаете, что вашему дошкольнику полезны те «развивалки», на которые он ходит, или развивающие занятия в детском саду? Действительно, дети там рисуют, что-то считают и даже пытаются писать — но вот нравится ли им так учиться? И главное: будет ли польза от подобных занятий для подготовки ребенка к школе? Вот основные ошибки, которые чаще всего совершаются при обучении дошкольников.

Развивающие занятия: 4 ошибки при обучении дошкольников

Ошибка первая: не учитывается зона ближайшего развития

Русский психолог Лев Выготский ввел в обиход термин «зона ближайшего развития». Он говорил, что детям нужны родители, воспитатели, старшие братья и сестры, друзья и учителя, чтобы побуждать их действовать на пределе естественных способностей.

Идея обучения в пределах достижимого подхватывает эту концепцию. Она призывает нас помогать детям усваивать то, что чуть-чуть выходит за пределы их способностей и будет по-настоящему значимым для них.

Например, дошкольники лучше учатся математике в ходе игры, а не зазубривая содержимое развивающих карточек. Они учатся, когда возятся с наборами предметов. «Аманда, принеси мне, пожалуйста, две ложки». «Сможешь найти в корзине для стирки три полотенца?» Даже попытка сосчитать количество предметов, разбросанных по полу, — это уже обучающий опыт. Это и есть обучение в пределах достижимого: постановка перед детьми задач, входящих в сферу их кругозора, имеющих для них смысл в контексте повседневной жизни.

Когда мы грубо нарушаем принцип обучения в пределах достижимого, преподавая ребенку такие сведения, которые выходят далеко за рамки его текущего опыта, ребенок может вызубрить наизусть то, что ему говорят. Но истинного понимания эта зубрежка не даст и, еще важнее, породит в нем чувство разочарования и заставит пасть духом, поскольку ребенок не сможет оценить и прочувствовать то, что предлагается ему под видом знания.



Ошибка вторая: акцент на результате

Принцип «процесс важнее, чем результат» признает первоочередную важность радости от самого процесса обучения, которую получают ребенок и родитель. Мы хотим, чтобы в наших семьях росли дети, которые любят учиться, а не чувствуют себя обязанными давать представления, как дрессированные морские котики. Главное — процесс (как движется мысль и добывается ответ), а не результат (удалось ли получить правильный ответ).

Конечно, правильный ответ тоже много значит — и будет значить все больше с течением времени. Но что нам совсем не нужно — так это растить детей, которые впадают в ступор, когда не могут получить правильный ответ с первой попытки. Понять, как именно думает ваш ребенок, решая задачу, — это гораздо интереснее и вам, и ему, чем настаивать на том факте, что для задачи существует лишь один правильный ответ.

Помните, каково это — проходить тестирование? «Тревожность» — это самый мягкий термин, которым можно описать состояние человека, готовящегося к тесту. Акцент на процессе порождает любовь к учебе, в то время как акцент на результате дает отдачу и бьет рикошетом и по учителям, и по их ученикам.

Вопросы должны стоять так: способны ли дети сосчитать число тарелок, чтобы праздничного торта хватило всем гостям на вечеринке в честь дня рождения? Умеют ли дети написать свои имена на карточках для рассадки за столом? Если мы будем уделять внимание процессу обучения в той же степени, что и его результату, мы будем гораздо лучше понимать, готовы ли наши дети к школе.

Ошибка третья: недооценка эмоционального интеллекта

Большинство людей обладают нормальным IQ, для которого предметы, избранные для преподавания в школе, представляют адекватные трудности и стимулы. Однако когда IQ становится манией, нам следует чуть призадуматься, сделать паузу и признать, что он не является показателем успеха. Он отражает всего лишь один набор способностей. Без эмоционального интеллекта, социальных навыков и прагматических способностей даже гениям приходится трудно в этой жизни.

Связь между эмоциональным интеллектом и успехом у сверстников обнаруживается уже в детских садах. Научные исследования говорят нам, что дети, которые легко заводят друзей в детском саду и пользуются успехом у одногруппников, — это те же самые дети, которые упорно трудятся, самостоятельно повышая свою академическую компетенцию. Эмоциональный интеллект и IQ идут рука об руку.

Развивающие занятия: 4 ошибки при обучении дошкольников

Один из факторов, который развивает и тот, и другой вид интеллекта, — это социальная игра. Играя, дети репетируют сценарии, свойственные разнообразным ролям, которые играют в жизни члены нашего общества. Давайте прислушаемся к диалогу двух типичных четырехлеток.

Джилл: Я буду водителем автобуса. А ты будешь регулировщиком.

Джейк: Но женщины не могут быть водителями!

Джилл: Нет, могут, но тогда они не могут быть замужем.

Джейк: Но ведь миссис Татл замужем.

Джилл: Нет-нет, она не замужем. Она в разводе!

Дети разыгрывают социальные ситуации, которые наблюдают в нашем обществе, даже если не всегда понимают их правильно. Благодаря игре дети исследуют разнообразные роли и таким образом узнают устройство своей культуры, прежде чем дойдут до того этапа, когда им действительно придется стать мамами и папами, водителями автобусов и ветеринарами. Хотя детские споры на эти темы могут казаться мелкими и незначительными, ваш ребенок обретает жизненно важный набор навыков, необходимых для функционирования в жизни, — умение договариваться.

Давайте задумаемся о том, что необходимо нам для успешного ведения переговоров. Я должна признать, что вы думаете иначе, чем я. Затем я должна оценить то, что вы думаете, и решить, правы вы или нет. Если я сочту, что вы правы, я могу отказаться от своего убеждения. Но если я думаю, что вы не правы, мне необходимо будет выдвинуть аргументы, которые смогут убедить вас в вашей ошибке.

Все эти ментальные операции заставляют ребенка уйти от уверенности в том, что его способ мысли — единственно правильный. Они помогают ребенку примерять на себя точку зрения других людей и признавать существование других разумов, которые имеют иные убеждения. Как это важно для того, чтобы ладить со своими сверстниками — и с начальниками! Это и есть эмоциональный интеллект, и он столь же важен для успеха, сколь и интеллект, изменяемый IQ-тестами.

Ошибка четвертая: знания, не имеющие отношения к жизни

Англоговорящий ребенок, который слышит испанские слова и фразы в программе «Улица Сезам», может быть или заинтересован в том, чтобы запомнить их, или не заинтересован. Но если его новый приятель в детском саду родом из Доминиканской Республики, малышу захочется понять эти слова, чтобы иметь возможность использовать их в разговоре. Тогда они уже становятся мостиком, скрепляющим дружбу, у них появляется реальный жизненный контекст и полезная функция, которую ребенок в состоянии осознать. Но вот беда: многое из того, чему мы учим своих детей (а если уж на то пошло — и взрослых), имеет мало отношения к жизни. В результате знания не доходят до адресата. Наша задача как воспитателей и родителей — включить обучение в реальный контекст. Лучший и единственный способ сделать это — игра.

Игра — это тот испытательный полигон, на котором вы пробуете все, что угодно, без каких-либо реальных последствий, потому что в игре все происходит «понарошку». В игре можно вторгнуться в замок и обрушить на себя его стену — и вам не будет больно! А можно поиграть в Барби-ветеринара и прочувствовать, каково это — заботиться о животных.

Противоположностью обучению в контексте является бессмысленное заучивание не связанных между собой фактов. Мотивацией такого рода обучения становится желание угодить родителю или учителю. Дети, которые учатся зубрить и воспроизводить вызубренное, хотят, чтобы вам было приятно. Они будут стараться сделать то, что вы просите. Но более глубокие, более долговечные знания они получат только в том случае, если у них будет контекст, в который можно поместить познаваемую информацию. Обучение в контексте — это истинное, неподдельное обучение.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Развивающие занятия: 4 ошибки при обучении дошкольников"

Вы не авторизованы.

Человек, не знакомый с курсом детской психологии, мало что сможет почерпнуть из данной статьи. Либо невнятный оригинал, либо перевод. Всё крайне туманно и многословно. "Зона ближайшего развития", упомянутая в статье, не связана с наличием большого количества озабоченных развитием ребёнка родственников и учителей. Конечно, "детям нужны родители, воспитатели, старшие братья и сестры, друзья и учителя, чтобы побуждать их действовать на пределе естественных способностей." Но причём здесь "зона ближайшего развития" и что это такое остаётся неясным.
Так вот, эта зона определяется содержанием всего множества задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению таких задач. Кроме того, данные задачи должны входить в круг его естественных интересов в настоящем или в ближайшем будущем.
И таких примеров огрехов, нелогичности и непоследовательности в статье, увы, множество.
То, что зубрить - плохо, а глубоко понимать материал - хорошо знают все. Здесь авторы статьи истины не открыли.
2015-01-25, BabyCo
Поделитесь:

19.12.2014
Обновлено 10.07.2018
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
В чем ошибка курсов подготовки к школе?
В чем ошибка курсов подготовки к школе?
Как развивать ребенка правильно. Главный секрет занятий с дошкольниками
Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника
Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника
Зона ближайшего развития ребенка: что это значит на практике
Подготовка к школе: когда начинать? Нужны ли ребенку ''развивалки''
Подготовка к школе: когда начинать? Нужны ли ребенку ''развивалки''
Развивающие занятия: как влияют на готовность к школе
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!