Начальная школа: почему мальчики учатся хуже? Так устроен мозг

Развитие мозга у мальчиков и девочек: чем отличается и что делать

В эти дни наши дети приносят домой дневники с итоговыми оценками. И можем поручиться — у мальчиков из начальных классов они будут ниже, чем у девочек. Почему так происходит? Оказывается, все начинается еще внутриутробно: мозг мальчиков развивается иначе, чем мозг девочек. Но вооружившись этими знаниями, мы можем помочь мальчикам в учебе.

Начальная школа: почему мальчики учатся хуже? Так устроен мозг

Чудеса роста

Мозг будущего ребенка развивается очень быстро, за месяц-два превращаясь из нескольких клеток в одну из сложнейших природных структур. К шестому месяцу беременности плод обладает весьма впечатляющими способностями. Так, будущий малыш узнает ваш голос, реагирует на ваши движения, даже брыкается в ответ на беспокойство! С помощью ультразвука хорошо видно, как двигается его рот, словно он поет в утробе.

В момент рождения мозг сформирован только частично, и размер его составляет всего одну треть от нормы. Процесс окончательного формирования мозга длительный. Например, речевой участок мозга окончательно формируется лишь к тринадцати годам. (Вот почему так важно, чтобы мальчики постоянно читали в начальной школе.)

Половые различия в мозге новорожденного выявляются на самом раннем этапе развития плода. Так, мозг плода мальчика развивается медленнее, чем у девочки. Еще одна разница заключается в том, что у мальчиков левое и правое полушария мозга не так тесно связаны.

Мозг любого животного состоит из двух половинок. У простых видов (например, ящериц и птиц) половинки просто дублируют друг друга. Удар по голове может выключить одну половинку мозга, но тогда вторая половина автоматически включается в работу! Однако у человека каждая половинка мозга выполняет свою функцию. Одна (левое полушарие мозга) управляет речью и логикой, а вторая (правое полушарие мозга) координирует движение, эмоции, ощущение пространства. Оба полушария общаются друг с другом через центральный пучок волокон, называемый мозолистым телом. У мальчиков его размер гораздо меньше — полушария мозга у мальчиков связаны слабее, чем у девочек.

В ходе недавних исследований было выявлено, что мальчики при решении некоторых задач (например, при написании словарных диктантов или разгадывании кроссвордов) используют лишь одно полушарие, в то время как девочки задействуют оба. Это отчетливо видно при проведении магнитно-резонансного обследования. «Огоньки» томографа рассеиваются по всему мозгу девочки, в то время как у мальчика они локализуются лишь в одной половинке. Это наблюдение дает богатую пищу для дальнейших исследований.



Откуда эта разница?

Мозг ребенка до и после рождения растет, словно побеги люцерны, случайно оставленные в кадке на солнце. Мозговые клетки постоянно вытягиваются и соединяются друг с другом. У всех младенцев левое полушарие развивается медленнее, чем правое, а у мальчиков это происходит еще медленнее. Все дело в мужском гормоне тестостероне, который замедляет темпы развития. Эстроген — женский гормон, преобладающий в крови девочек, стимулирует ускоренный рост мозговых клеток.

Правое полушарие по мере своего роста пытается соединиться с левым. У мальчиков левое полушарие еще не готово к соединению, так что нервные клетки, тянущиеся из правого полушария, не находят места, куда им можно было бы прикрепиться. Они возвращаются обратно в правое полушарие и закрепляются там. В результате правое полушарие в мозге у мальчиков оказывается более насыщенным межклеточными связями, но соединения с левым полушарием представлены гораздо беднее.

Это отчасти объясняет более развитые способности мальчиков к математике, которые регулируются как раз правым полушарием (отсюда и их повышенный интерес к разборке машин на части и их разбрасыванию!). Но такие выводы требуют величайшей осторожности, поскольку на способности и навыки ребенка влияют и родительские ожидания, и практика, социальные условия. Очевидно, что практика помогает развитию межклеточных связей, а обучение и поощрение влияют на форму и объем мозга.

Но, какова бы ни была природа влияния на мозг — гормональная или социальная, несомненно, что различия в мозге между мужчинами и женщинами сегодня присутствуют. Благодаря тому что их полушария более тесно связаны, женщины быстрее оправляются от инсультов. В них заложена способность активировать участки мозга в другом полушарии, которые выполняли бы работу за поврежденные участки. По этой же причине девочки, у которых отмечены проблемы с усвоением учебного материала, быстрее нагоняют его, если с ними заниматься дополнительно. А мальчики более склонны к проблемам, связанным с родовыми травмами мозга. Это частично объясняет, почему так много мальчиков плохо учатся, страдают аутизмом и другими нарушениями мозговой деятельности.

Почему так важны знания о мозге? Зная об особенностях мальчишеского мышления, можно объяснить практические трудности, с которыми сталкиваются мальчишки, и найти пути их преодоления. Если оба полушария мозга плохо связаны друг с другом, у вас непременно возникнут трудности в выполнении задачи, которая требует вмешательства обоих полушарий. Именно совместная работа полушарий требуется при чтении, разговоре о чувствах, решении вопросов с помощью спокойного анализа вместо палки. Это вам знакомо? Теперь вы видите, насколько важно знать о мозге все?

Начальная школа: почему мальчики учатся хуже? Так устроен мозг

Как помочь умственному развитию мальчиков

Мы можем помочь мальчикам, научив их лучше читать, выражать мысли, разрешать конфликты и сострадать. То есть мы можем помочь им стать достойными людьми. В школах действуют специальные программы, которые помогают девочкам усваивать математику и другие науки, так чтобы у них был доступ к карьере в этих сферах. Точно так же мы начинаем задумываться о том, чтобы помочь мальчикам освоить родной язык, литературу и другие гуманитарные предметы, которые позволили бы им чувствовать себя уютно в современном мире.

Наш мозг — уникальное и очень гибкое устройство, в высшей степени восприимчивое к обучению. Родители могут научить мальчика тому, как не ввязываться в драку, а решать проблемы мирным путем. Точно так же мы можем научить мальчиков:

  • по выражению лица человека определять, что он чувствует;
  • завязывать дружбу и вступать в игры или беседу;
  • распознавать сигналы, которые подает собственный организм — например, чувствовать, когда закипает раздражение, чтобы вовремя отойти в сторону и не усугублять неприятную ситуацию.

Развивая эти навыки в своем сыне, родители выстраивают связи между полушариями его мозга.

Такая же помощь необходима и со стороны школы. Мой знакомый учитель зачастую проводит уроки на открытом воздухе, на практике объясняя многие физические явления. Он обнаружил, что немотивированные ученики лучше усваивают новую тему, если в процесс вовлечено тело. Так устанавливается связь между правым и левым полушариями — физическая сила учеников помогает преодолению их слабостей.

Начальная школа: почему мальчики учатся хуже? Так устроен мозг

Начало учебы в школе: почему мальчикам не стоит торопиться с поступлением

В возрасте шести-семи лет, когда дети начинают учебу в школе, мальчики на двенадцать месяцев отстают от девочек в умственном развитии. Особенно заметно это отставание в сфере мелкой моторики: у мальчиков пониженная чувствительность пальцев, поэтому они не могут держать ручку или ножницы. А поскольку они все еще находятся в стадии развития крупной моторики, они испытывают постоянное желание двигаться, поэтому неизбежны проблемы с усидчивостью.

Беседуя с директорами начальных школ (как в Австралии, так и в странах Азии и Европы), я всюду сталкивался с одним и тем же мнением: «Мальчикам следует поступать в школу на год позже». Иными словами, мальчик должен быть на год старше девочки, сидящей с ним за партой. В интеллектуальном плане он оказывается равным с ней. В противном случае при существующей методике преподавания, не учитывающей особенностей развития мальчиков, они начинают чувствовать себя неудачниками, не схватывают ключевых навыков, и у них теряется интерес к учебе.

В начальной школе мальчики (у которых моторные нервы активно растут) получают сигналы от своего тела: «Подвигай меня. Мне нужно движение». Для учителя, измученного профессиональными стрессами, это выглядит как непослушание. Мальчик, который видит, что его поделки, рисунки или прописи не так хороши, как у девочек, думает: «Это не для меня!» И он тут же отворачивается от учебы — особенно если рядом нет учителя-мужчины. «Школа — это для девчонок», — говорит себе мальчишка. Если мы внимательнее отнесемся к результатам последних исследований в области развития мозговой деятельности, мы сможем лучше адаптировать школы к обучению мальчиков.

Мальчики не хуже — просто они другие

Имея высокоразвитое правое полушарие, мальчики во многом выигрывают. Помимо способностей к математике и механике, мальчики ориентированы на действие — если перед ними встает проблема, они тут же решают ее. Правое полушарие мозга регулирует как чувства, так и поступки, так что мужчины более склонны к действию, в отличие от женщин, которые могут бесконечными раздумьями и переживаниями довести себя до состояния полного ступора! Мужчине требуются дополнительные усилия, чтобы включить в работу свое левое полушарие и найти слова, чтобы выразить чувства, сформировавшиеся в правом полушарии.

В современную эпоху феминизма важно помнить (и рассказывать мальчикам), что именно мужчины строили самолеты, вели войны, прокладывали дороги, изобретали автомобили, строили больницы, изобретали лекарства и спускали на воду корабли.

Однако современному миру уже не нужны мужчины, готовые сразиться с буйволом. Сегодня, когда ручной или механический труд ценится все меньше, необходимо направить мужские способности и энергию в более продуктивное русло. Мысль и активность мальчика должны быть дополнены экспрессией и речевыми навыками. Нужно создать эдакого «супербоя», который мог бы с блеском реализовать себя во всех сферах жизни.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Начальная школа: почему мальчики учатся хуже? Так устроен мозг"

Вы не авторизованы.

Как многие другие подобные рассуждения, данная статья отвечает на вопрос КАК, а не ПОЧЕМУ. Рассказывает о механизмах реализации тех или иных особенностей человека, а не о причинах. Печально, что именно такой подход является основным в науке. Ну, это же проще! Это все равно, что объяснять значение и роль станка на производстве через взаимодействие частей станка, и не задумываться о воле и мысли его создателя и тех, кто на станке работает. Смысл любого явления всегда находится не внутри, а вне его. Точно так же объяснять различие мальчиков и девочек через «устройство и взаимодействие их составных частей» можно, но это примитивно. Потому, что не ясно, А ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО ТАК.
Смею высказать свое мнение. Прежде всего задумаемся: что такое учение (это то, чем занимается в школе ученик, в отличие от «обучения» - того, чем занимается в школе учитель)? И тогда увидим, что в процессе учения ученик изменяется. Для чего? Чтобы выжить в этом мире, говоря простым языком. Итак, выживание (можно заменить любым другим удобным синонимом: соответствие современным требованиям и т. п. - не суть важно) в будущем — вот внешний смысл той подготовки, которая происходит в школе, смысл учения. Выживать в мире можно двояким образом: во-первых, изменяя этот мир вокруг себя, но сохраняя себя в неизменности. Во-вторых, изменяясь самому, приспосабливаясь к тем условиям в которые ты попал. В чистом виде ни один этот подход не реализуется. Но те люди, которые более применяют первый подход — это мальчики и мужчины, а второй подход — девочки и женщины. Их приспособляемость гораздо выше мужской. Поэтому мужчины больше созидают, меняя реальность (а не себя), а женщины хранят. Можно долго и путано рассуждать на эту тему.
Мальчики хуже учатся потому, что их судьба не приспосабливаться (а именно это и есть содержание учения в школе — приспособиться к тому, что там происходит). Потому они «восстают» против изменяющего их воздействия школы. Судьба же девочек — приспособиться к этим новым обстоятельствам. Потому, что всю свою будущую жизнь им в основном этим и придется заниматься и в биологическом (вынашивание ребенка, заботы связанные с ним после рождения) и в социальном смысле (установление хороших отношений именно с этими людьми). Можно продолжить подобные рассуждения и дальше.
Своими рассуждениями я хотел показать, что тестостерон и эстроген — лишь инструменты, а не смыслы. Структура мозга — не смысл, а инструмент реализации внешнего по отношению к человеку смысла. Что учеба — не сакральная деятельность, простой процесс приспособления к изменяющимся внешним обстоятельствам. И каждый из людей стремится «выжить» в этих изменяющихся обстоятельствах в соответствии со своим жизненным смыслом.
2014-10-13, Uncle_Co
Автор все верно пишет, но либо написал не все, либо это кусок из книги.

Почитала обсуждения ниже. Многих обсуждений не было бы, если бы в этой статье было бы написано:

-что к годам 16 мальчики догоняют девочек и далее уже их опережают.
-что сравнивать мозг девочек и мальчиков некорректно. Мозг мужской и женский сильно отличается каналами связи. Грубо говоря у женщин работают одновременно два канала, в то время как у мужчины один.

Поэтому женщина может одновременно работать, помнить о том, что у нее на плите готовится, и одновременно помогать ребенку с уроками.
Мужчина так не может. Он не может придя домой, с порога решать проблемы семьи, если он еще не отключил свой "канал" проблем по работе. Он сначала отключает "канал" работа, потом включает "канал" семья. Именно так.

Мужчины успешнее в работе/бизнесе/науке именно из-за этого, их мозг работает только над этой конкретной задачей, которая стоит перед ним здесь и сейчас, не отвлекаясь на другие проблемы.

И то, что описывает автор, что мальчики в начальной школе отстают от девочек примерно на год, давно уже описано в научной литературе и трудах в нашей стране. То есть это не новость, а давно известный изученный факт.

И умненькие наши дяденьки и тетеньи профессора говорят, что мальчика лучше отдавать в школу позднее девочек примерно на год, чтобы они, мальчики, были успешными. Так как девочки ровесники в начальной школе "забивают" своим ранним развитием мозга (интеллектом) мальчиков и сеют в их ряды неуверенность, которая закрепляется годами начальной школы. И не всем мальчикам потом удается избавиться от этой неуверенности.
2014-05-28, Lussi01
Не читала статью, но 😊
Я хожу к младшему ребёнку в школу, два раза в неделю, " помогать". Занимаюсь с детьми чтением/словарным запасом. Из десяти детей, с которыми я Занимаюсь, семь мальчишек. Дети все примерно одного возраста, у нас тут угрозы армии нет.
Это не значит, что они глупые. Просто мальчишки, с моей точки зрения, в начальной школе чуть более шибутные и невнимательные. Это в "среднем", конечно.
2014-05-28, STickA
Ахаха, если еще учесть, что мальчиков в школу отдают пораньше, а девочек попозже - то 6-6.6 летние мальчики в одном классе с 7.5 девочками - это вообще. А некоторые девочек почти в 8 отдают - в октябре или ноябре исполняется. Как тут сравнить-то?
2014-05-28, Акорса
Мальчики не учатся хуже. Они хуже себя ведут. В среднем, мальчику сложнее усидеть за партой, чем девочке. А в началке очень часто поведение влияет на оценки, особенно, если учительница "старой закалки".
2014-05-28, WhiteFly
Ух ты! Мальчики, получается изначально, все просто "недоразвитые" и
ни на что не способные очень интересная мысль:
"То есть мы можем помочь им стать достойными людьми." !
2014-05-28, ostbahn
А я вот помню, что некоторые мальчики, которые из троек еще в 6 не вылезали, в 7 классе как начали лучше учиться по всем предметам, а по физике и математике в особенности.
2014-05-28, Акорса
Поделитесь:

28.05.2014
Обновлено 08.08.2018
Близкие по теме статьи
Детей с умственной отсталостью среди аутистов – единицы
Детей с умственной отсталостью среди аутистов – единицы
Симптомы аутизма: стереотипные игры и аутостимуляция
Как улучшить активность мозга у школьника
Как улучшить активность мозга у школьника
Повысить концентрацию внимания, память и усидчивость можно с помощью разных методов.
Как воспитывать мальчика? Мифы и реальность: 3 истории
Как воспитывать мальчика? Мифы и реальность: 3 истории
Мальчики: какие они на самом деле. Ошибки воспитания будущих мужчин
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!